Ребенок и родители

При появлении новорожденного в семье, молодые родители, вооружившись знаниями, полученными из разных источников, начинают выстраивать свои отношения с самым близким и родным для них человеком. Жизнь планируется теперь сообразно нуждам и желаниям маленького крохи. Что же в миссии родителя самое важное? Как правильно воспитывать ребёнка? Есть ли какой-то универсальный рецепт? Я ищу ответ для себя с самого первого дня появления на свет моего старшего ребенка. Быстрая реакция на шевеление новорожденного в кроватке, своевременная замена подгузника, кормление грудью (а может и смесью) ежедневные прогулки на свежем воздухе и ванночки с ромашкой и чередой, выкладывание на живот, проглаживание пелёнок, соблюдение рекомендаций врача-всё это способствовало моему чувству удовлетворения и понимания — да, я хорошая мама. Мешала лень и усталость. Но я боролась с ними. Да, я достаточно зрелая личность, чтобы признаться в этом себе и окружающим. Так ли это важно, быть идеалом мамы и совершенством? Делать «все, что положено» и «как положено»?

Ясные картинки моего детства постоянно всплывают в моей памяти. Средняя Азия. Город Ташкент. Вот мой дедушка, он катает меня на качелях, на мне красная шапка-платок с бахромой и красные резиновые сапоги; качели для устойчивости глубоко вкопаны в землю, рядом с ними растет яблоня, дерево высокое, но ветки длинные и на них висят спелые яблоки, от тяжести ветки свисают и я могу задеть их ногами, катаясь, что приводит меня в восторг.

Детская комната. У окна стол. На нем дедушкин чертёж — он такой огромный, что я хожу по нему босиком как по паласу, не помещается полностью. Дедушка — инженер на авиазаводе, чертежи там большие и сложные, ведь самолёт это огромный летательный аппарат, в нем должны складно работать множество механизмов.

Вот дедушкины руки, пухлые, мягкие и такие сильные поднимают меня высоко и прячут в шкаф от младшей сестры. Мы играем в прятки. В шкафу пахнет глажеными вещами и книгами. Книг было много, дедушка очень любил читать и делал это при любой удобной возможности. Еще одно дедушкино умение — он мастерил клетки для попугаев с домиками-гнёздышками, где на свет появлялись маленькие попугайчики, процесс высиживания ими своего потомства жутко интересовал нас с сестрой. Это был наш собственный мирок, в котором было уютно и совсем не скучно. Сделанные дедушкой клетки для попугаев — аккуратные, продуманные в мелочах, с маленькими резными башенками из тоненьких реечек.

Мне 5 лет и я иду в сад. Как вкусно пахнут все цветущие деревья. Этот запах я помню и ощущаю до сих пор. Моя воспитательница-Ольга Германовна. Сказочно-волшебная фея, которая летом ездила на море и привезла оттуда около 30 плоских камней. На этих камнях вся наша садовская группа нарисовала по цветку, Ольга Германовна покрыла их лаком и этот камешек до сих пор лежит в комоде моей мамы, врученный ей накануне 8 марта 1991 года.

Что в нас, взрослых, оттуда?

В любом человеке жива память о себе «ребенке». Искренне желаю всем родителям помочь своим детям в самые трудные моменты их взрослой жизни достать из шкатулки воспоминаний тёплые, простые, прекрасные моменты, наполненные безусловной любовью к ним, к любым их проявлениям – как позитивным, так и не очень, напитать и наполнить их души любовью, сделать их самодостаточными, любящими, сострадающими, но твёрдыми и сильными духом.

Современное время и ритм жизни таковы, что чаще всего родители стараются обеспечить ребенку все материальные блага, заполнить день ребенка развивающими занятиями, кружками, секциями, развитием спортивных навыков. Это нормально. Но (в первую очередь грешу и на себя), иногда мы забываем просто поговорить с ребёнком, обсудить его впечатления за день, остановится на чём-то, что его привлекло больше, выполнить его просьбу, которая не требует особых материальных и энергетических затрат, а в суете дней эти просьбы теряются, забываются и наконец просто растворяются в воздухе.

Факт становления родителями совсем не означает что женщина и мужчина сразу же приобретают дар воспитателей. Это трудный и тернистый путь. Почему мы, взрослые люди, совершая ежедневные ошибки, поступки, которые иногда несут не очень хорошие последствия для наших близких и не очень людей, оставляем за собой право наказывать маленьких людей, которые только учатся жить? Оправданы ли телесные наказания, порка, повышение голоса на маленького человека? Какую линию поведения стоит выбрать, чтобы не ранить, не сломать своё дитя?

Во взрослом возрасте никто не бьёт и не наказывает нас за ошибки. Мы ошибаемся и дальше несём на себе груз последствий от наших поступков. Кричим и ругаемся-теряем отношения с близкими, склочничаем и сплетничаем-теряем друзей. Только анализ последствий своих поступков позволяет нам выбирать линию поведения с родственниками, друзьями и любимыми людьми. Позволить ребёнку нести ответственность за свои поступки, не препятствовать делать ошибки, подводить к правильному решению мягко, без давления и ежедневных назиданий – очень трудоемкая работа родителя и воспитателя.

Счастье ребёнка с рождения зависит от родителей, особенно в самые первые, младенческие годы, когда он только налаживает связь с окружающим миром, учится любить и доверять, играет, исследует пространство вокруг себя. Иногда это происходит коряво и неумело, но прежде чем ругать малыша, стоит взвесить оправданность подхода к воспитанию вашего ребёнка.

Начинайте и заканчивайте свой день с признания в любви к своим детям. Просыпайтесь и надевайте на себя счастье. Оно никуда не уходит, оно внутри. В каждом из нас.