Гиперактивный ребенок − это ребенок, у которого превышены нормы умственной и физической активности, возбудимости и импульсивности. Гиперактивный малыш любознателен, часто наделен высокими интеллектуальными способностями и богатой фантазией, неординарен в решениях задач и любит привлекать к себе внимание.
Характерные особенности гиперактивного ребенка
- суета, беспокойство
- неусидчивость
- импульсивность
- беспокойный, прерывистый сон
- невнятная речь
- не может довести начатое дело до конца
- невнимательность
- рассеянность
- агрессивность
- игнорирование правил и просьб
- сложности с обучением
Если родители видят некоторые особенности в поведении малыша, которые их настораживают, то, безусловно, следует обратиться к грамотным специалистам. Лучше показать ребенка нескольким опытным врачам-неврологам, которые после тщательного обследования смогут поставить точный диагноз.
Факторы, влияющие на появление и развитие гиперактивности
- Генетика
- Заболевания
- Стресс мамы во время беременности
- Токсикозы
- Нарушение внутриутробного развития
- Нарушения родовой деятельности
- Недоношенность
- Родовые травмы
- Неблагоприятная окружающая обстановка
Роль семьи и близких в жизни гиперактивного ребенка
Гиперактивному малышу и его родителям в жизни часто приходится нелегко. Доброжелательное отношение к ребенку всех членов семьи, проявление заботы, любви и тепла − вот что поможет ребенку чувствовать себя увереннее и комфортнее. Как вести себя и что делать для того, чтобы помочь малышу родителям и близким ребенка?
- Соблюдаем режим дня
- Успокаивающий массаж
- Больше прогулок и приятных впечатлений
- Легкие физические нагрузки
- Сбалансированное питание и полезные продукты
- Разговариваем с ребенком ровным, спокойным и доброжелательным тоном
- Гиперактивные дети очень чувствительны к тактильным ощущениям (погладить малыша по голове или плечу в знак одобрения и т.д.) При вспышках агрессии — обнимаем ребенка и прижимаем к себе.
- Успехи ребенка−вот на что должен быть направлен фокус внимания взрослого (спокойное поведение, пусть и несколько минут; простая выполненная просьба и т.д.)
- Сказкотерапия−отличный и эффективный способ для прорабатывания с малышом сложных ситуаций
- Короткие игры с простым сюжетом и простыми правилами также можно использовать при взаимодействии с гиперактивным ребенком
- Замена запретов с отрицательными формулировками – «Не кричи» на «Говори тише» и т.д.
- Ставим перед ребенком очень конкретные, четкие задачи, говорим короткими фразами, убедившись, что он слышит взрослого: «Подойди к столу. Возьми книгу. Дай книгу мне»
- Стараемся воспитывать у малыша ощущение времени при помощи будильника или песочных часов
- Работаем над эмоциями малыша, учим его говорить о них, описывать их, сравнивать.
- Развиваем речь малыша, читаем
- Спокойная музыка всегда придет на помощь и снимет излишнее возбуждение
Задача взрослого − умело направить гиперактивность малыша и его особенности в нужное русло, как в процессе воспитания, так и в процессе обучения и общения со сверстниками. Помогаем развитию сильных сторон малыша: быстроты реакции и эмоциональности.
Ксения Булдакова, для city-moms.ru