Меню

Развитие речи у ребенка «Поговори со мною, мама»

Итак, развитие речи у ребенка это процесс который требует участия родителей. Пока ребенок совсем еще малыш, больше всего на свете вы волнуетесь о том, чтобы он хорошо ел, набирал вес, спал и развивался в соответствии с общепринятыми нормами. Первый год жизни любимых чад сопровождается еще и переживаниями мам и пап по поводу всех навыков ребенка и сроков, в которые он успевает ими овладевать. Я с придыханием следила за успехами своих детей: первая улыбка, гуление, переворот на бочок, попытка сесть самостоятельно — самые волшебные и долгожданные мгновения для родителей. Но вот кроха уже достаточно окреп, сделал первые шаги, может без устали лепетать на своем малышовом языке. Каждая из нас хочет как можно раньше услышать такое приятное слуху «мама».

Формирование речи.

На самом деле, формирование речи у ребенка начинается практически с самого рождения. Гуление и попытки подражания взрослому в виде бесконечно повторяемых слогов, кажущихся бессмысленным монологом, это важный этап в развитии речевого аппарата, всех артикуляционных мышц. Хочется особо отметить необходимость разговаривать с малышом с самого рождения, рассказывать ему об окружающей обстановке, называть ласковыми словами, петь песенки, читать коротенькие стишки, сопровождая их зарядкой и легкими поглаживаниями.

Ежедневный ненавязчивый массаж ладошек, ступней будет невероятно приятен и полезен малышу. Подобная процедура может стать ежедневным ритуалом, ведь тактильный контакт приятен как младенцу, так и маме. Это еще один способ проявления нежности и любви к своему ребенку. В младенческом возрасте мозг развивается с большой скоростью, в первые несколько лет закладывается фундамент для дальнейшего роста и развития ребенка, поэтому перед родителями стоит важнейшая задача – помочь маленькому человеку в освоении родного языка, постараться вложить в него самое лучшее, что в вас есть.

Немаловажную роль в формировании речи ребенка является чтение книг. Поначалу это могут быть коротенькие рассказы или сказочки с простым и добрым сюжетом, поучительные и смешные истории. Даже если малыш не может долгое время просидеть рядом с вами, слушая сюжет, посмотрите картинки, покажите и расскажите кто есть кто на них, не ругайте кроху за отсутствие интереса к книжке, при этом не бросайте попытки привлечь малыша к процессу чтения и прослушивания сказок. По мере взросления, длина рассказов увеличивается и усложняется. Обсуждайте сюжет — задавайте вопросы, о ком была эта сказка, кто из героев понравился малышу больше и кем бы он сам хотел быть, если бы попал туда. Чтение и обыгрывание ситуаций из сказок в дальнейшем сослужит хорошую службу — так, на примере «плохих» и «хороших» героев ребенок учится выходить из различных ситуаций, перенимает линию поведения героев, преодолевает вместе с ними трудности, развивает фантазию.

Методики развития речи.

Касаясь методик раннего развития, хочу отметить, что я не сторонник той или иной конкретной методики. Моё общение с детьми не заканчивается после того, как я научила его хлопать в ладоши и играть в «ку-ку». Когда меня спрашивают о том, ходим ли мы на «развивашки», теряюсь с ответом. Мы развиваемся постоянно. И делаем это не специально, не заходя за порог детских развивающих центров и клубов, хотя и там мы бываем. Способов развиваться «не отходя от кассы» очень много. Мы стоим в очереди в магазин и изучаем цвета и формы товаров, на детской площадке сравниваем игрушки и тем самым стараемся предупреждать конфликты, понимая что все разные и игрушки тоже у всех разные. Мы приходим домой и дети снимают мне шапку, помогают расстегнуть обувь и одежду и очень радуются, когда им это удаётся. Детские магазины и интернет сайты перенасыщены подобными товарами с завлекающими развивающими свойствами, но так ли они необходимы конкретно моим или вашим детям? На этот вопрос я не знаю ответа. Я не отказываю детям, когда они пытаются мыть вместе со мной полы или вытирать пыль, хотя иногда это приносит мне кучу неудобств. Да, игрушек у нас много, развивающих в том числе, но «ходовыми» становятся не они.

Если говорить о том, какие именно методы и «фишки» помогают мне в обучении моих детей родной речи, то, пожалуй, начну с простого — я гримасничаю и строю рожицы вместе с детьми и поощряю любые их проявления в этом. Подражание звукам животных и птиц, кривляние перед зеркалом, показывание языка и прочие детские шалости — отличные помощники в укреплении артикуляционных мышц. Также очень люблю карточки с изображениями животных, предметов быта, явлений природы, цифр, букв, овощей, фруктов и всего того, с чем ежедневно сталкивается человек и без чего мы не можем обойтись и дня. Играть с карточками периодически просят сами дети. Мы их раскидываем по комнате и собираем, называя что там изображено. При этом младший сын, которому еще нет и двух, придумывает свои названия изображениям на карточках, но эта игра ему очень нравится и увлекает. Я стараюсь не игнорировать просьбы детей о моём участии в играх, даже если это мешает моим делам — будь то приготовление еды или уборка квартиры.

Личный опыт.

Я вместе со своими детьми вдыхаю жизнь в любые предметы, окружающие нас — часто за обедом у нас разговаривают вилки и ложки, делясь мнением о вкусе еды, после прогулки начинает делиться впечатлениями об увиденном одежда – при этом испачканная неожиданно может расстроиться и захотеть оказаться в стиральной машине (не без помощи детей), ещё общаются руки, ноги и пальчики-все они рассказывают, что хорошего и плохого сегодня увидели или подсмотрели — или просто хвалят или журят ребенка за поведение. Эти приемы помогают мне держать руку «на пульсе» в случае острых ситуаций, связанных со стрессом – походом в поликлинику, падением, испугом или ушибом,волнением.

Правильная, четкая речь-это инструмент, овладеть которым необходимо каждому ребенку, залог успешной учебы в школе, психологического комфорта при общении со сверстниками, поэтому как мама я стараюсь приложить максимум усилий, чтобы помочь своим детям овладеть родным языком. До 5 лет ребенок должен уметь произносить почти все звуки, иметь определённые представления об окружающем мире, знать своё имя и фамилию, название города или населённого пункта, в котором он живёт. Не стоит пугаться, если сверстники опережают вас и быстрее начинают произносить некоторые звуки – каждый ребенок индивидуален, и ваш малыш обязательно научится, но отрицать важность и необходимость роли родителей в этом процессе не стоит. Общайтесь с ребенком, обнимайте его, играйте, придумайте секретные слова и жесты, которые будете знать только вы и ваш малыш, доверяйте ему, почаще дарите свою улыбку – и ваш цветок жизни обязательно осчастливит вас ответным теплом и словесным признанием в любви.

Комментарии

  • Моему сыночку 1.2 года, он не гулит, я сильно переживаю. Стоит ли уже бить тревогу и к кому обращаться за консультацией?

  • Здравствуйте,Ирина!Для начала давайте оговорим сроки доречевых этапов развития. Гуление,то есть эмоциональная реакция на взрослого или выражение удовольствия,радости,сопровождающееся звуками а-гу или подобными этому,начинается около 2-3 месяцев,а заканчивается как правило к 5-7 месячному возрасту. Дальнейший доречевой этап,лепет,следует за гулением. Это время когда малыш произносит слоги и любые звуки,похожие на речь,но сами по себе речью они не являются. Вы даже можете услышать что-то подобное «мама» и «папа»,но для малыша эти слова пока не осмысленны. Ваш возраст является переходным от лепета к первым словам. Если ребенок понимает обращенную к нему речь,выполняет просьбы,с которыми вы к нему обращаетесь,то тревогу бить не стоит. Он обязательно проявит себя. Проявите терпение и общайтесь с ребенком,гуляйте каждый день,рассказывайте об окружающем мире,читайте ему. Добра вам и удачи!

  • Спасибо, интересная статья!

  • Ольга огромное Вам спасибо, а то я начиталась в интернете про заболевания связанные с отсутствием речевого развития и сильно испугалась. Вы меня успокоили, ещё раз спасибо.

  • Здравствуйте

    мне 16 лет и у меня есть проблемы с произношением ж и ш

    они произносятся мягко как щ

    возможно ли исправить мою дикцию и выработать правильное произношение в моем возрасте?

  • Здравствуйте! В вашем возрасте я бы порекомендовала вам найти хорошего дефектолога,который при помощи специальных инструментов отрегулировал вам положение языка,нужное для воспроизведения отсутствующих у вас звуков.Эта проблема в логопедии обозначена понятием «сигматизм». Если возможности найти дефектолога нет,почитайте особенности произношения данных звуков в специальной литературе,найдите описание того,как должен быть расположен язык по отношению к нёбу при произнесении этих звуков.Далее практикуйте правильное произношение именно в этом положении.Вашу проблему решить можно! Если вам нужны конкретные пособия или видео,обращайтесь,я вам подскажу и постараюсь подобрать их. Добра вам и удачи!

  • Как понять нужен ли ребёнку логопед? Могу ли я сама определить обращаться к логопеду или нет?

  • Ольга,добрый день! До 5 лет ребенок имеет право не произносить некоторые звуки,до этого возраста обязательных коррекций и занятий со специалистом не требуется,если только нет определённых дефектов,которые требуют исправления(речь идёт о короткой уздечке и др.)Конечно,многие родители,желая предупредить подобные проблемы,могут нанять специалиста и раньше,но иногда эти занятие больше нужны маме для психологического комфорта.Обычно в возрасте 5-5.5 лет у ребенка присутствуют все звуки,но он имеет право не произносить некоторые из них(такие как Л,Р).Если же к этому возрасту количество отсутствующих звуков намного больше и малыш постоянно заменяет их на похожие,то стоит обратиться к логопеду.Ваша задача состоит в том,чтобы помочь ребенку в освоении звуков родной речи,уделяя малышу свое время и проводя ежедневные беседы. Разговаривайте с ним четко,выслушивайте когда малыш отвечает,не ругайте его если звуки пока не получаются,попробуйте делать ежедневную зарядочку для губ и языка,чтобы приводить в тонус артикуляционные мышцы. К сожалению,вы не обозначили возраст малыша,чтобы я могла подсказать вам подробнее.

  • Здравствуйте подскажите пожалуйста во сколько начинают говорить мальчики?

  • Добрый день,Арина! Конкретную дату обозначить вам не смогу,начало говорения невозможно высчитать по какой-то формуле. Могу лишь подсказать и обозначить предпосылки к развитию полноценной речи у малышей.Девочки быстрее на 4-6 месяцев овладевают речью,но их мышление более однотипно(да простят меня мамы девочек). После гуления и лепета в течение второго года жизни малыш может делать попытки говорить целые слова,с маленьким количеством слогов,мама,папа,дядя,баба,также до 18 месяцев в его речи могут преобладать звукоподражательные слова(собака ав-ав,часы тик-так,кошка мяу-мяу)ваша задача хвалить его и по возможности называть предметы и людей,окружающие его чётко,без сюсюканья и уменьшительно-ласкательных форм. Приветствовать все его попытки повторения речи. После полутора лет речь приобретает более осмысленный характер.Постепенно усваивается повелительное наклонение глагола-дай,садись,пей и т.д.Но эти возрастные рамки примерные и могут варьировать в каждом конкретном случае.Развитие речи у разных детей происходит по разным сценариям,нельзя ограничиваться общепринятыми рамками,но к концу первого года жизни почти все дети понимают обращенную к ним речь,откликаются и поворачиваются на имя,знают слово «нет»,отдают игрушку по требованию или кладут ее в коробку по просьбе взрослого. Разговаривайте с ребенком даже если пока он не может дать вам полноценного ответа,верьте в него,всё получится! Добра вам и удачи!

  • Ольга спасибо за столь исчерпывающий ответ. С праздником вас :bye:

  • Здравствуйте,скажите пожалуйста моей внучке 4.5 года она плохо говорит,в чем может быть причина, сказали обратиться к психиатру,логопеду и нервопотологу.

  • Здравствуйте,Наталья Сергеевна! Однозначного ответа на вопрос о причине того,почему ваша внучка плохо говорит я дать вам не могу,могу лишь обозначить примерный уровень развития и сформированности речи к возрасту 4-4.5 лет. В 4 года ребенок еще малыш,но его речь достаточно развита для того,чтобы построить предложение из 6-8 слов. Девочкам и мальчикам в этом возрасте вполне могут не поддаваться шипящие и такие звуки как л,р. Заочно оценить состояние вашей внучки по понятным причинам я не могу,но не стоит пугаться того,что вам направили к таким врачам,если это сделал специалист,возможно, он хочет разъяснить для себя вашу ситуацию и предупредить проблемы в будущем. В возрасте 4-4.5 лет ребенок должен знать свое имя,фамилию,имена родителей,ориентироваться во времени суток,временах года,уметь общаться и играть со сверстниками,проявлять сочувствие к близким людям, со стороны двигательной активности ребенку следует уметь спускаться по лестнице попеременно обеими ногами,уметь прыгать на двух ногах,повторять простые танцевальные движения,заучивать короткие стишки. Ежедневная двигательная активность,игры на свежем воздухе,развитие мелкой моторики,общение со взрослыми и сверстниками-все это способствует развитию и обогащению речи малыша. Диагноза «плохо говорит» не существует. Причин проблем с речью может быть много,здесь следует оценивать ситуацию с самого начала,проводить беседу с родителями о том,как протекала беременность,насколько сложными были роды, имели ли место все доречевые этапы развития, также следует обсудить режим дня ребенка,достаточно ли он высыпается,бывает на свежем воздухе и много других нюансов. На начальном этапе оценку психическому развитию может дать невролог в обычной детской поликлинике,но и направить к другим специалистам он также имеет право. Не бойтесь обследовать ребенка. Возможно,вам понадобится лишь занятия с логопедом,чтобы помочь девочке быстрее и качественнее овладеть родным языком. Если вам нужны более подробные рекомендации в рамках данного вопроса-спрашивайте,с удовольствием отвечу. Верьте в ребенка! Добра вам и удачи!

  • Добрый день! У меня такой вопрос. Мальчику, 3.5 года он не говорит букву Т , например кот- кок, ток- кок)) логопеда в нашем районе нет.

  • У нас тоже самое только с гласными к примеру вместо лиса говорит лыса )))

  • Подскажите пожалуйста, у ребёнка в январе было сотрясение мозга упал на горке, неделю пролежал в больнице. При выписке дали освобождение от физкультуры на два месяца, больше рекомендаций не дали. Но после больницы мы стали замечать, что он странно общается, может к примеру пропустить слово в предложении или проглотить окончание в слове это происходит не часто но мы замечаем. К врачам обращаться страшно затаскают по обследованиям результата не будет, а всю карту испишут как инвалиду. Есть ли повод для беспокойства? И если да, то к какому врачу обращаться? Сыну 9 лет. Заранее благодарен.

  • Здравствуйте,Анна. В вашей ситуации речь идет о дислалии — отсутствии или замене одного или нескольких звуков у здорового ребенка с нормальным слухом. Пугаться данной проблемы не стоит,чаще всего она связана с недосформированностью движений органов речевого аппарата,артикуляционных мышц,иногда нарушением фонематического слуха. Бывают случаи когда проблема с возрастом и развитием решается сама собой если ребенком занимаются,с ним разговаривают четко,не употребляя детских словечек,малыш хорошо спит и ежедневно проводит время на свежем воздухе,но если после 5 лет вопрос не решён,то приходится обращаться к специалисту. Еще хотелось бы уточнить,присутствует ли у ребенка этот звук изолированно? То есть может ли он отдельно произнести звук т? Присутствует ли мягкий т'? Как в слове тепло,тюль? В любом случае делайте логопедическую зарядку,в особенности артикуляционные упражнения"лопаточка","качели","чашечка","змейка","часики". Делайте упражнения на дыхание,сдувая ватку или листочки бумаги со стола. Занимайтесь регулярно по 5-7 минут в день. Верьте в ребенка! Добра вам и удачи!

  • Подскажите как расшифровывается диагноз ЗРР СГА в карте написали 😥

  • Ребёнку пять лет не выговаривает Л и Р, читала в интернете нужны упражнения ну как объяснить ребёнку постановку языка во рту не пойму. Мне кажется из за неправильной постановки язычка звуки не получаются.

  • Здравствуйте,Сергей! Я не обладаю достаточной компетенцией,чтобы оценить вашу ситуацию,могу лишь подчеркнуть тот факт,что врач обозначил вам срок ослабления физической нагрузки -2 месяца,думаю стоит дать ребенку это время на спокойное восстановление и не делать выводы о его состоянии. Соблюдайте режим дня,давайте ребенку отдохнуть после учёбы,не предъявляйте слишком высоких требований к оценкам,но и не запускайте её. Ни в коем случае не делайте замечаний и не заостряйте внимание на том,что вызывает у вас волнение(имею ввиду пропуски слов и др.),чтобы проблема не переросла в психологическую. Повода для сильного беспокойства не вижу,но стоит уделять внимание его успеваемости в школе и самочувствию. По истечении 2-3 месяцев стоит посетить невролога по факту восстановления после травмы,а не для бесконечных обследований. Ребенок растёт и развивается,дайте возможность его организму самостоятельно восстановится и войти в привычный режим. Добра вам и удачи!

  • Здравствуйте,это задержка речевого развития. Занимайтесь данной проблемой.Добра вам и удачи!

  • Очень интересная статья! Спасибо!)

Добавить комментарий