Развитие речи у ребенка «Поговори со мною, мама»

Итак, развитие речи у ребенка это процесс который требует участия родителей. Пока ребенок совсем еще малыш, больше всего на свете вы волнуетесь о том, чтобы он хорошо ел, набирал вес, спал и развивался в соответствии с общепринятыми нормами. Первый год жизни любимых чад сопровождается еще и переживаниями мам и пап по поводу всех навыков ребенка и сроков, в которые он успевает ими овладевать. Я с придыханием следила за успехами своих детей: первая улыбка, гуление, переворот на бочок, попытка сесть самостоятельно - самые волшебные и долгожданные мгновения для родителей. Но вот кроха уже достаточно окреп, сделал первые шаги, может без устали лепетать на своем малышовом языке. Каждая из нас хочет как можно раньше услышать такое приятное слуху «мама».

Формирование речи.

На самом деле, формирование речи у ребенка начинается практически с самого рождения. Гуление и попытки подражания взрослому в виде бесконечно повторяемых слогов, кажущихся бессмысленным монологом, это важный этап в развитии речевого аппарата, всех артикуляционных мышц. Хочется особо отметить необходимость разговаривать с малышом с самого рождения, рассказывать ему об окружающей обстановке, называть ласковыми словами, петь песенки, читать коротенькие стишки, сопровождая их зарядкой и легкими поглаживаниями. Ежедневный ненавязчивый массаж ладошек, ступней будет невероятно приятен и полезен малышу. Подобная процедура может стать ежедневным ритуалом, ведь тактильный контакт приятен как младенцу, так и маме. Это еще один способ проявления нежности и любви к своему ребенку. В младенческом возрасте мозг развивается с большой скоростью, в первые несколько лет закладывается фундамент для дальнейшего роста и развития ребенка, поэтому перед родителями стоит важнейшая задача – помочь маленькому человеку в освоении родного языка, постараться вложить в него самое лучшее, что в вас есть. Немаловажную роль в формировании речи ребенка является чтение книг. Поначалу это могут быть коротенькие рассказы или сказочки с простым и добрым сюжетом, поучительные и смешные истории. Даже если малыш не может долгое время просидеть рядом с вами, слушая сюжет, посмотрите картинки, покажите и расскажите кто есть кто на них, не ругайте кроху за отсутствие интереса к книжке, при этом не бросайте попытки привлечь малыша к процессу чтения и прослушивания сказок. По мере взросления, длина рассказов увеличивается и усложняется. Обсуждайте сюжет - задавайте вопросы, о ком была эта сказка, кто из героев понравился малышу больше и кем бы он сам хотел быть, если бы попал туда. Чтение и обыгрывание ситуаций из сказок в дальнейшем сослужит хорошую службу - так, на примере «плохих» и «хороших» героев ребенок учится выходить из различных ситуаций, перенимает линию поведения героев, преодолевает вместе с ними трудности, развивает фантазию.

Методики развития речи.

Касаясь методик раннего развития, хочу отметить, что я не сторонник той или иной конкретной методики. Моё общение с детьми не заканчивается после того, как я научила его хлопать в ладоши и играть в «ку-ку». Когда меня спрашивают о том, ходим ли мы на «развивашки», теряюсь с ответом. Мы развиваемся постоянно. И делаем это не специально, не заходя за порог детских развивающих центров и клубов, хотя и там мы бываем. Способов развиваться «не отходя от кассы» очень много. Мы стоим в очереди в магазин и изучаем цвета и формы товаров, на детской площадке сравниваем игрушки и тем самым стараемся предупреждать конфликты, понимая что все разные и игрушки тоже у всех разные. Мы приходим домой и дети снимают мне шапку, помогают расстегнуть обувь и одежду и очень радуются, когда им это удаётся. Детские магазины и интернет сайты перенасыщены подобными товарами с завлекающими развивающими свойствами, но так ли они необходимы конкретно моим или вашим детям? На этот вопрос я не знаю ответа. Я не отказываю детям, когда они пытаются мыть вместе со мной полы или вытирать пыль, хотя иногда это приносит мне кучу неудобств. Да, игрушек у нас много, развивающих в том числе, но «ходовыми» становятся не они. Если говорить о том, какие именно методы и «фишки» помогают мне в обучении моих детей родной речи, то, пожалуй, начну с простого - я гримасничаю и строю рожицы вместе с детьми и поощряю любые их проявления в этом. Подражание звукам животных и птиц, кривляние перед зеркалом, показывание языка и прочие детские шалости - отличные помощники в укреплении артикуляционных мышц. Также очень люблю карточки с изображениями животных, предметов быта, явлений природы, цифр, букв, овощей, фруктов и всего того, с чем ежедневно сталкивается человек и без чего мы не можем обойтись и дня. Играть с карточками периодически просят сами дети. Мы их раскидываем по комнате и собираем, называя что там изображено. При этом младший сын, которому еще нет и двух, придумывает свои названия изображениям на карточках, но эта игра ему очень нравится и увлекает. Я стараюсь не игнорировать просьбы детей о моём участии в играх, даже если это мешает моим делам - будь то приготовление еды или уборка квартиры.

Личный опыт.

Я вместе со своими детьми вдыхаю жизнь в любые предметы, окружающие нас - часто за обедом у нас разговаривают вилки и ложки, делясь мнением о вкусе еды, после прогулки начинает делиться впечатлениями об увиденном одежда – при этом испачканная неожиданно может расстроиться и захотеть оказаться в стиральной машине (не без помощи детей), ещё общаются руки, ноги и пальчики-все они рассказывают, что хорошего и плохого сегодня увидели или подсмотрели - или просто хвалят или журят ребенка за поведение. Эти приемы помогают мне держать руку «на пульсе» в случае острых ситуаций, связанных со стрессом – походом в поликлинику, падением, испугом или ушибом,волнением. Правильная, четкая речь-это инструмент, овладеть которым необходимо каждому ребенку, залог успешной учебы в школе, психологического комфорта при общении со сверстниками, поэтому как мама я стараюсь приложить максимум усилий, чтобы помочь своим детям овладеть родным языком. До 5 лет ребенок должен уметь произносить почти все звуки, иметь определённые представления об окружающем мире, знать своё имя и фамилию, название города или населённого пункта, в котором он живёт. Не стоит пугаться, если сверстники опережают вас и быстрее начинают произносить некоторые звуки – каждый ребенок индивидуален, и ваш малыш обязательно научится, но отрицать важность и необходимость роли родителей в этом процессе не стоит. Общайтесь с ребенком, обнимайте его, играйте, придумайте секретные слова и жесты, которые будете знать только вы и ваш малыш, доверяйте ему, почаще дарите свою улыбку – и ваш цветок жизни обязательно осчастливит вас ответным теплом и словесным признанием в любви.

Поиск по сайту:

Подписывайтесь!