Речевые игры для детей дошкольного возраста

Развитие речи ребёнка дошкольного возраста — важная задача, в решении которой помогут речевые игры и упражнения. Научить ребёнка правильно говорить звуки, расширить его словарный запас, развить фонематический слух и умение строить диалогическую и монологическую речь можно при помощи речевых игр. Простые совместные речевые игры для мам и детей дошкольного возраста не требуют специальной подготовки.

Так как ведущая деятельность дошкольника — игра, то посредством её, мама может развивать речь малыша так, что это будет весело и интересно. Играть в речевые игры можно в повседневной жизни: в путешествии, на отдыхе, дома и в любой обстановке. Не нужно усаживать ребёнка за стол и организовывать занятие. Для того чтобы малыш не уставал, следует чаще менять игры и отводить им не более 15-20 минут в день.

Игры для младших дошкольников

«Один — много»

Цель: научить ребёнка правильно употреблять множественное число существительных.

Мама называет малышу слова в единственном числе, а ребёнку предлагает подобрать к этим словам множественное число: машина — машины, кукла — куклы, дом — дома, сон — сны. Несмотря на кажущуюся простоту, детям бывает довольно сложно употребить некоторые слова во множественном числе.

Игра «Что нужно котёнку?»

Цель: развивать речь, образное мышление, воображение, память, фантазию.

Нарисовать вместе с малышом котёнка. Придумать, как его зовут. Вместе придумать и нарисовать всё, что котёнку необходимо: дом, игрушки, еду, друзей. Придумать про персонажа интересную и забавную сказку. Пусть ребёнок будет активным участником этой игры. Если он затрудняется, помогите ему вопросами:

Из чего будет есть котёнок?
Куда он пойдёт вечером?
Где котёнок будет спать?
Что он хочет сделать?
Предложите дошкольнику рассказать об этом котёнке кому-нибудь из его близких.

Игра «Придумай слово»

Цель: обогащение словарного запаса ребёнка, развитие воображения и фантазии.

Мама предлагает придумать:
«Мягкие» слова: плед, подушка, медвежонок.
«Острые» слова: иголка, ножницы, булавка.
«Длинные» слова: верёвка, поезд, коридор.
Игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Темой для словесных игр может быть любое явление или предмет из окружения ребёнка.

Игра «Составь описание»

Цель: научить описывать предметы, называть их признаки, качества. Обогащает словарный запас дошкольника.

Знакомая многим игра «Составь описание» помогает ребёнку классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, весу и другим характеристикам. Мама называет предмет, а дошкольник подбирает к нему как можно больше характеристик. Например: солнце — жёлтое, большое, яркое, лучистое, горячее, круглое. Если малышу сложно, то на начальном этапе взрослый помогает ему своими примерами. Можно проводить эту игру иначе — предложить ребёнку угадать предмет, который описывает взрослый. Красный, сочный, растёт на грядке, вкусный, спелый — помидор. Если дошкольнику сложно, то перед началом игры лучше договориться, что в ней будут использоваться предметы определённой группы: фрукты, мебель, ягоды, овощи, животные.

Игра «Противоположности или слова наоборот»

Цель: научить дошкольника называть противоположное по значению слово.

Это очень простая игра и её любят дети. Взрослый называет слово, а ребёнок предлагает противоположное: горячий — холодный, широкий — узкий, большой — маленький.

Благодаря речевым играм развиваются психические процессы — память, внимание, логическое мышление. Несмотря на кажущуюся простоту игр, они довольно эффективны и помогают в развитии речи детей, особенно если играть в эти и другие речевые игры регулярно.

Ксения Булдакова, для city-moms.ru